Для тех, кто хочет знать все о мировом финансовом рынке, рынке ценных бумаг, криптовалютах, участниках финансового рынка и его структуре.

Земли вокруг «воздушных гаваней» оккупируют застройщики

418

Аэропорты попросили воли учитывать их мнение при застройке территорий около них. Международная ассоциация аэропортов направила в Администрацию президента просьбу не принимать законопроект с исправлениями к Воздушному и Градостроительному кодексам, упрощающий порядок застройки приаэродромных территорий и лишающий Росавиацию достаточного контроля над стройкой в этих зонах. В существующем варианте законопроект отвечает интересам девелопмента, в то время как аэропорты настаивают на достижении компромисса.

К приаэродромным территориям относятся огромные площади радиусом в 30 км от середины аэропорта. Чаще всего «воздушные гавани» располагаются за чертой города. Например, Москва окружена шестью аэродромами: «Шереметьево», «Домодедово», «Внуково», «Жуковский», «Чкаловский» и «Остафьево». Таким манером, в регионе общая площадь приаэродромных территорий составляет 12,6 тыс кв. км — это 28% всей Московской области. Пять аэродромов есть вокруг Санкт-Петербурга, а некоторые города полностью входят в зону аэропортов. Всего в реестр Росавиации включено 254 штатских аэропорта, территории вокруг которых очень привлекательны для застройщиков. Дело в том, что такие земли коммерчески выгодны для стройки: вокруг развитая аэропортами инфраструктура, транспортная доступность и концентрация рабочих мест. Между тем, эти территории не совсем пригодны для существования: высокий уровень шума вредит здоровью жителей, безопасность полетов может быть нарушена, а сами аэродромы лишаются пространства для расширения. Сообразно Воздушному кодексу РФ, требования которого не менялись с 1997 года, разрешение на застройку таких территорий выдавало руководство аэродрома с учетом обеспечения безопасности полетов и негативных воздействий на здоровье граждан. Однако в 2014 году Верховный суд России признал эту норму противозаконной, а выдача санкций на строительство полностью перешла в компетенцию Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации). Вместе с тем, еще в 2012 году президент РФ возложил правительству РФ разработать законопроект, усиливающий контроль над строительством со стороны агентства. Разработанный по поручению главы государства законопроект был зачислен Госдумой в первом и во втором чтениях в 2014 и 2016 годах соответственно, однако рассмотрение документа в третьем чтении было отсрочено на неопределенный срок. После этого в июне 2016 года Правительство РФ внесло в Госдуму новую редакцию законопроекта, принципиально меняющую его основную идею. Если изначально законопроект был устремлён на достижение разумного территориального планирования земель около аэропортов с учетом интересов аэропортов, девелоперов и потенциальных обитателей строящихся домов, то в новых поправках речь идет, наоборот, о минимизации зоны приаэродромных территорий и упрощении их застройки без предварительного контроля со сторонки Росавиации. В частности, новые поправки не предусматривают предварительного согласования с агентством, заменяя его контролем над уже возведенными объектами «постфактум».

Представим как будет работать такой механизм на практике. Согласно новой редакции законопроекта ничего не мешает застройщику начать строительство на приаэродромной территории. Перед стройкой он проходит ряд затратных этапов подготвки (планировка, разработка финансовой модели проекта, проектирование), однако Росавиация может постфактум отозвать позволение на строительство и расходы застройщика окажутся напрасными. При этом процедура аннулирования незаконно выданного разрешения, исходя из законопроекта, продолжается около 80 дней. За это время застройщик может завершить этап нулевого строительства, построить 1-2 этажа, и, следственно, начать привлекать средства дольщиков. Такая «хитрость» может привести к увеличению числа «обманутых» дольщиков. Но само присутствие таких дольщиков используется застройщиком для шантажа властей, чтобы всеми правдами и неправдами легализовать стройку и довести ее до крышки. Кроме того, возмещать убытки оператору аэропорту придется не только дольщикам, но еще и окрестным землевладельцам, которых затронули ограничения, связанные с порядком приаэродромных территорий.

Однако даже если граждане поселятся около аэропорта, то они будут страдать от шума поднимающихся самолетов, что влечет к расстройствам сердечно-сосудистой и нервной систем, а также столкнуться с перспективой переселения вследствие признания квартиры непригодной для проживания из-за нарушения санитарных норм. Уместно, расходы на переселение жильцов тоже ложатся «ни за что ни про что» на бюджеты муниципальных образований.

Еще одним негативным последствием является то, что аэропорты лишаются шансов на расширение инфраструктуры, в частности, добавочных взлетно-посадочных полос. Их отсутствие и перегруженность аэропорта может привести к его закрытию, потому что государству приходится строить новоиспеченную «воздушную гавань». Так произошло со столичным «Быково», вместо которого был построен аэропорт «Жуковский».

Перепетии вокруг законопроекта о стройке на приаэродромных территориях продолжились и в нынешнем году. В марте 2017 года документ был возвращен к процедуре второго чтения в Госдуме в новоиспеченной редакции, но в ее основе так же лежала идея последующего контроля над выданными разрешениями на строительство.

Вместе с тем, на данный момент на территории Московского авиационного узла размещено более 500 жилых домов, строительство которых выполняется без учета требований воздушного законодательства. При этом в арбитражных кораблях Москвы и Московской области рассматривается около 20 дел по поводу «спорного» строительства жилья на приаэродромных территориях. Пуще всего решения по этим делам оттягиваются, а тем временем спорные стройки вокруг аэропортов продолжаются.

При подготовке материала мы устремили запрос в правительство РФ, в частности, вице-премьеру Дмитрию Козаку, курирующему градостроительную отрасль, и поинтересовались: д ействительно ли в России наблюдается нехватка независимых территорий под жилищное строительство, из-за чего приходится строить жилье вблизи аэропортов, относящихся к объектам 1-го класса опасности? Ведь трагических образцов того, что жить вокруг аэропортов просто-напросто страшно — не мало. Две ужасных трагедии, произошли в Иркутске. В 1997 году сквозь три секунды после взлета на жилые дома в 1,6 км от аэропорта упал транспортный самолет. Погибли 72 человека из них 49 бывальщины на земле. В 2006 году там же за пределы взлетно-посадочной полосы выкатился пассажирский самолет и врезался в гаражный комплекс, размещённый на приаэродромной территории. Тогда погибло 125 человек и еще 63 пострадали.

Возникает главный вопрос к правительству: готовы ли воли принять закон, нормы которого ставят под угрозу жизни и здоровье людей, зато полностью отвечают коммерческим заинтересованностям? Но на момент публикации мы не получили ответа на запрос.

Источник: www.mk.ru