Для тех, кто хочет знать все о мировом финансовом рынке, рынке ценных бумаг, криптовалютах, участниках финансового рынка и его структуре.

Почему возникли проблемы у «Натали Турс» и DSBW-Tours

589

Туроператоры, отработавшие в России более четверти века, не смогли исполнять свои обязательства перед клиентами и партнерами

В последние дни разом несколько туроператоров заявили о проблемах, вынуждающих их прекратить или приостановить свою деятельность. Причем речь идет о долгожителях туристического базара — компаниях «Натали Турс» и DSBW-Tours. Первая существует с 1992 года, вторая работала с 1991 года и кончила свою деятельность 3 июля. Туроперато "Натали Турс" аннулировал все туры с вылетом с 4 июля по 30 сентября из-за невозможности условиться с принимающими партнерами, но в ближайшее время планирует возобновить продажу путевок на зимний сезон.

Плата за переоцененный спрос

Процесс сокращения числа туркомпаний завязался в 2014 году, рассказал ТАСС вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин. Раньше их было 2500, а сейчас возле 600. «Каждый год прекращает свою деятельность, в том числе и из-за финансовых проблем, пять-десять туроператоров», — отметил эксперт.

Проблемы, возникшие "Натали Турс"  и DSBW-Tours, не тащат системных рисков, и другие туроператоры чувствуют себя весьма комфортно, утверждают эксперты. Пострадавшие компании попросту не учли изменений, которые происходят на рынке туруслуг, переоценили спрос на свой продукт. «Сокращение чартерных программ и приостановка деятельности отдельных туроператоров, какие в настоящее время имеют место на российском туристическом рынке, связано с неверной оценкой туристическими компаниями базарной конъюнктуры, ошибками в прогнозах потребительского спроса и завышенными ожиданиями относительно роста выездного туризма на ряде курсов», — заявил глава Ростуризма Олег Сафонов.

Дело даже не в том, что люди стали реже ездить в странствия или меньше тратить на поездки, а в том, что они выбирают крупных туроператоров, рассказал ТАСС вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. Кроме того, деятельно развивается самостоятельный туризм.

Проблемные туроператоры в последний год реализовали всего несколько тысяч туров, в то время как их конкуренты, также торгующие путевки в Испанию, Турцию, Грецию, отправляли более 1 млн туристов в год, говорит Барзыкин. При этом у крупных игроков лучше обстоятельства кредитования, есть возможность покупки оптом чартерных программ, а у некоторых имеется собственный авиапарк.

Рынок укрупняется, согласен Дмитрий Горин. «В России показались туроператоры, которые имеют свои авиакомпании с авиапарком в 20–70 самолетов, они управляют гостиничными сетями, у них есть собственные автобусные компании, — объясняет он. — Они могут скорее управлять рисками». Например, туроператор, у которого есть собственные чартерные рейсы, может менять самолет с вящего на меньший — в зависимости от количества проданных путевок.

Кроме того, зарубежные партнеры российских компаний после кризиса 2014 года ужесточили обстоятельства, они неохотно предоставляют рассрочки российским компаниям при оплате туров.

Продавать путевки за рубеж стало сложнее еще и из-за дешевеющего рублевки. «В апреле он подешевел сразу на 12%», — напоминает Горин. При этом авиационное топливо подорожало на 5–10%, добавил эксперт.

Также на спрос — и совершенно не в лучшую сторону — повлиял чемпионат мира по футболу, говорит Горин. «Многие люди предпочитают остаться в России, а отпуск выносят на другое время», — сказал он.

Туристов вывезут с курортов и выплатят компенсации

В отличие от 2014 года, когда кончили свою деятельность несколько крупных туроператоров («Нева», «Южный крест», «Лабиринт»), сейчас есть действенный механизм защиты туристов, говорит Горин.

Есть фонды персональной ответственности туроператора и резервный фонд. Всеобщая сумма страхового покрытия составляет 22 млрд рублей.

Эти средства могут быть использованы для расчетов с пострадавшими туристами и при нужды — для возвращения домой тех из них, чьи билеты в пакетном туре окажутся неоплаченными.

«Натали Турс» к 5 июля планирует предложить клиентам механизмы компенсации, произнёс президент компании Владимир Воробьев.

Клиентам DSBW-Tours за компенсацией придется обращаться в страховые компании, сообщил гендиректор компании Карен Гончаров.

Мария Селиванова

Ключ: tass.ru