Для тех, кто хочет знать все о мировом финансовом рынке, рынке ценных бумаг, криптовалютах, участниках финансового рынка и его структуре.

«Новатэк» впервые поставил СПГ по Северному морскому пути через Дальний Восток

338

17 июля возле 10 утра по московскому времени газовоз ледового класса Аrc7 «Владимир Русанов» подошел к китайскому побережью и поднялся на рейде китайского порта Цзянсу-Жудун, а в ночь на 18 июля к нему должен был присоединиться «Эдуард Толль», указывают данные системы позиционирования судов marinetraffic.com. Утром 17 июля (последнее обновление данных от ледокола «Эдуард Толль») корабль находилось примерно в 20 часах хода от порта Цзянсу-Жудун.

Загруженные сжиженным газом с «Ямал СПГ» оба танкера вышли из порта Сабетта 25 и 27 июня соответственно. Линия до Китая у них занял чуть более трех недель. Это первый случай в истории Северного морского пути, когда танкеры минули по восточному маршруту в направлении Берингова пролива без ледокольного сопровождения, сообщил «Новатэк». Торжественную встречу танкеров с участием предправления компании Леонида Михельсона и министра энергетики Александра Новака «Новатэк» запланировал на ныне, 19 июля.

Сейчас тем же маршрутом идет газовоз «Кристоф де Маржери». Предполагается, что уже 31 июля он встанет под разгрузку на терминале Tangshan LNG на северо-востоке Китая, вытекает из данных marinetraffic.com. «Все три танкера идут в адрес азиатских покупателей, в том числе CNPC», – сообщил представитель «Новатэка», но раскрывать получателей грузов не сделался.

«Ямал СПГ» – первый завод «Новатэка» по сжижению газа в российской Арктике проектной мощностью 17,5 млн т СПГ в год. Партнерами российской компании по проекту являются французская Total (20%) и китайские CNPC (20%) и Silk Road Fund (9,9%). 8 декабря 2017 г. первая технологическая очередность завода (5,5 млн т) начала отгрузку готовой продукции. На полную мощность предприятие заработает в следующем году.

У «Новатэка» кушать и еще один проект – «Арктик СПГ – 2» мощностью 19,8 млн т СПГ в год. Строительство завода может начаться в 2019 г., а производство – в 2022–2023 гг. Проект оценен в $25,5 млрд. В мае было оглашено о покупке Total 10% в проекте с возможностью увеличения доли до 15%.

У CNPC 20-летний контракт с «Ямал СПГ» на поставку 3 млн т СПГ в год. Он привязан к стоимостям на энергоресурсы в Японии – Japan Crude Coctail (JCC), говорит главный аналитик по рынкам СПГ S&P Global Platts Франк Конерц. По этой формуле стоимость СПГ в июле может составлять возле $10,5–10,9/МБТЕ, подсчитала консультант Vygon Consulting Екатерина Колбикова. Тогда как себестоимость поставки газа с Ямала в Китай с учетом затрат на производство и транспорт составляет итого $6,1/МБТЕ при транспортировке по Северному морскому пути в течение шести месяцев в году. Таким образом, незапятнанный доход «Ямал СПГ» от поставок за каждый газовоз грузоподъемностью 77 000 т может составлять около $16 млн.

К тому же доставка СПГ восточным маршрутом сквозь Берингов пролив в 1,5 раза быстрее западного – вокруг Европы, через Средиземное море, Индийский и затем Негромкий океаны, указывает Конерц: 44 дня против 68 дней по маршруту туда-обратно. «Это обеспечивает значительную экономию транспортных расходов», – сообщает Конерц. Разница в стоимости доставки СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона через Берингов пролив по сравнению с западным маршрутом составляет возле $0,8/МБТЕ, следует из материалов «Новатэка». Получается экономия $3,2 млн на каждый рейс.

Демонстрация работоспособности восточного маршрута может повысить заинтересованность потенциальных партнеров к участию в проекте «Арктик СПГ – 2», считает Конерц: «Потенциальные покупатели российского СПГ будут внимательно следить за этими событиями».

Источник: www.vedomosti.ru