Для тех, кто хочет знать все о мировом финансовом рынке, рынке ценных бумаг, криптовалютах, участниках финансового рынка и его структуре.

На туристическом рынке России запахло крахом: отпуска под угрозой

392

Туристический базар России погряз в многочисленных проблемах. С 30 июня старейший отечественный туроператор «Натали Турс» прекратил чартерное авиасообщение с шестью городами Испании, Италии и Турции. Вслед туроператор «Аврора БГ» сообщил о заморозке летних полетных чартерных программ в Болгарию и Черногорию.

Туроператор «Радуга Трэвел», а также компания Polar tour чуть ранее и вовсе объявили о прекращении своей деятельности. До массовой экстренной эвакуации застрявших за границей российских туристов дело не дошло, но эксперты уверены, что это только начало, и в текущем сезоне отрасль рискует впасть в глубокий кризис.

«Натали Турс» отменила чартеры в шесть городов, в числе каких — Барселона, Римини, Катания, Неаполь, Анталия и Ираклион. Ранее клиенты компании жаловались на проблемы с заселением в отель на китайском острове Хайнань, а также в отели в Турции. Компания W2Meet, принимающая клиентов «Натали Турс» в Испании, объявила о полной заморозке сотрудничества с туроператором и основы аннулировать заказы. Следом сообщила о приостановке летних чартерных программ в Болгарию и Черногорию петербургская «Аврора-БГ».

Поскольку турфирмы — частные компании и потому не публикуют в отворённом доступе свою финансовую отчетность, достоверно сказать, у кого из них серьезные проблемы, а у кого — не очень, и у кого кушать средства для выплаты компенсаций потерпевшим, не представляется возможным, отметил эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский. Он не выключил «эффекта домино» среди туркомпаний, поскольку сектор туристических услуг в России — один из самых фрагментированных и непрозрачных.

Напомним, что в 2014 году в краю случился настоящий туристический коллапс. Туроператоры друг за другом объявляли о прекращении своей деятельности. Общее число пострадавших от случившегося в области четыре года назад насчитывало 150 тыс. туристов, а ассоциация «Турпомощь» потратила более 300 млн рублей на вывоз распорядка 70 тыс. путешественников, застрявших на тот момент за рубежом.

Что касается понимания причин текущих трудностей, то здесь ответ возлежит на поверхности, считает Владимир Рожанковский. «Апрельское «внеплановое» падение рубля, вызванное санкциями США, привело к снижению покупательской способности россиян, и дальнейший спрос на летние иноземные туры ощутимо упал, — подчеркнул собеседник «МК». — Похоже, туроператоры и турагентства вновь переживают «нехороший год».

Ему вторит главный инвестиционный стратег ICBF Дмитрий Мурадов: «Необходимо понимать, что благодаря сокращению реальной заработной платы и росту цен на товары у немало россиян практически не остается свободных средств для путешествий, а снижение курса привело к серьезному удорожанию проживания за рубежом. Причем света в конце туннеля пока не видно», — рассказал эксперт.

Рожанковский в свою очередь подчеркнул: люд, которые медлили с покупками туров после апрельского обвала рубля, теперь видят, что никакого улучшения ни с их доходами, ни с курсом рублевки не происходит, а посему, махнув рукой, едут отдыхать на Черноморское побережье, в Крым, реже — в Турцию, но не в Европу. А ведь собственно европейские направления, в том числе и курортные, у турфирм всегда считались наиболее высокорентабельными.

Ситуация, с которой столкнулась область, говорит о том, что механизмы ее регулирования плохо работают, подчеркнула в разговоре с «МК» профессор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Галина Дехтярь. «И компания Polar tour, и «Натали Турс» трудятся на рынке достаточно давно и не были замечены, в частности, в финансовых махинациях. А вся ситуация показывает, что какие-то вещи в госрегулировании области неверны, — продолжила она. — Госрегулирование должно заключаться в более четком контроле, а не только в отслеживании присутствия у туроператора банковских гарантий и в том, состоит ли он в реестре Ростуризма и в ассоциации «Турпомощь».

По словам эксперта, государство должно испытывать и отслеживать все компании в начале и в середине сезона, а сами туроператоры — подтверждать произведенные оплаты чартеров и броней в отелях и только после этого продавать свои услуги.

Происходящее сейчас на туристическом рынке вызывает все большее недоверие у людей к области. «Она в любой момент может грохнуться, и потребитель пострадает», — подчеркнула Дехтярь. Это приводит к росту онлайн-продаж, то кушать к самостоятельному бронированию путешествий.

«Все разговоры о том, что не надо кошмарить бизнес, не совсем верны. Надо кошмарить, но в определенной доли», — сказала она. И пояснила, что эта часть определяется интересами рядовых потребителей — туристов, которые могут пострадать в итоге невыполнения фирмами своих обязательств. «Думаю, что проблемы туристической отрасли не закончатся на «Натали Турс», и к сентябрю еще что-то произойдет», — подытожила эксперт.

Ключ: www.mk.ru