Для тех, кто хочет знать все о мировом финансовом рынке, рынке ценных бумаг, криптовалютах, участниках финансового рынка и его структуре.

«Машина времени»: как и зачем в России модернизируют трамваи

1 023

О том, где в ближайшее время появятся новые трамваи, в чем их уникальность и как их модернизируют на уральском предприятии, рассказал ТАСС заместитель гендиректора "Уралвагонзавода" Борис Мягков

На минувшей в Екатеринбурге международной промышленной выставк "Иннопром-2018" ее традиционный участник — Научно-производственная корпораци "Уралвагонзавод" (УВЗ, входит в госкорпораци "Ростех" ) — представил ряд авангардных изделий гражданского сегмента.

Развернуть

© Пресс-служба УВЗ

Заместитель генерального директора УВЗ по штатской продукции Борис Мягков
© Пресс-служба УВЗ

Изюминкой этого года стали новые трамваи — инновационный низкопольный (модель 71-415) и обновленны "чешский" (модель 71-412). Причем заключительный, как отмечают разработчики, почти ка "машина времени" — электрическая карета из парка трамваев, поставлявшихся еще в СССР из Чехословакии, но получившая новоиспеченный дизайн, современный интерьер и тяговую тележку. Поставки этих изделий заказчикам начнутся уже в следующем году.

О том, что уральское предприятие планирует наладить бездонную модернизацию трамваев, выпущенных во времена Советского Союза, стало известно в конце прошлого года. Тогда в наличье президента Чехии Милоша Земана был подписан меморандум с чешскими компаниями о предоставлении технической документации по чешским изделиям.  

Как рассказал в интервью ТАСС заместитель генерального директора УВЗ по штатской продукции Борис Мягков, обе модели новых трамваев предназначены для замены старых высокопольных вагонов и составят достойную конкуренцию на базаре российского общественного транспорта.

Трамваи 71-415 и 71-412

Развернуть

© Донат Сорокин/ТАСС

Трамваи моделей 71-415 и 71-412 на выставк "Иннопром-2018"
© Донат Сорокин/ТАСС

Чешский эксперимент

В советское время Чехословакия поставила в СССР порядка 11 тыс. трамвайных вагонов Tatra. Сейчас общий парк трамвайной техники в России насчитывает распорядка 8800 единиц подвижного состава. Из них 5 тыс. — выработавшие свой срок службы чешские вагоны, изготовленные в прошедшем веке. В России 64 города имеют трамвайное движение.

Некоторые трамвайные депо не в состоянии поддерживать и ремонтировать технику. Бывальщины случаи, когда снимали трамвай с постамента перед депо — а он там простоял 10 лет — и отправляли на линию

Борис Мягковзаместитель гендиректора УВЗ по штатской продукции

Модернизированный чешский трамвай

Развернуть

© Пресс-служба УВЗ

Модернизированный чешский трамвай
© Пресс-служба УВЗ

«Однако в свое пора с чехами возникла определенная коллизия. «ЧКД Tatra» больше не стало, развалилось на несколько фирм и направлений, часть выкупила Škoda. И в Чехии возникли две организации, какие предложили нам свои услуги по передаче конструкторской документации либо по проведению работы и поставке запасных частей», — сообщает Мягков.

Я ездил сам и смотрел, как в городе Брно колесят модернизированные трамваи. Там их большое число

Борис Мягковзаместитель гендиректора УВЗ по штатской продукции

Представители УВЗ обратились в Торгово-промышленную палату Чехии с просьбой подтвердить, кому принадлежит документация на проект модернизированных трамваев. Очутилось, что это фирма Zimatechnik, с которой и начали работать.

Модель 71-412 — удобная и проверенная временем машина, сейчас в абсолютно новоиспеченном исполнении. Транспортное средство прошло полную перезагрузку в рамках реализуемой программы по модернизации. И уже вызвало сенсацию своей проходимостью.

По словам замгендиректора УВЗ, сейчас основное заявка, предъявляемое к новому трамваю, — бюджетный вариант (односекционный), в котором есть частично низкий пол для обеспечения транспортирования маломобильных групп пассажиров.

Трамваи традиционно были двух видов — одни чуть вяще, другие (производства Tatra) чуть меньше. И инфраструктура в некоторых городах настроена по-разному. Поэтому есть специфика по городам, где и какой трамвай необходим

Борис Мягковзаместитель гендиректора УВЗ по штатской продукции

У чешской модели частично низкопольный вагон, максимальная вместимость салона — 178 человек, число сидячих мест — 29. На вагоне установлены двери с системой антизащемления, имеются кнопки связи с водителем для пассажиров с узкими возможностями. Также для перевозки этой категории пассажиров в средней части установлена выдвижная аппарель. Кабина водителя получила новоиспеченную экономичную панель управления.

Мягков рассказывает, что глубокая модернизация заключается в том, что с трамвая полностью снимается кабина, остается рама и тележки (это основной элемент трамвая). Рама режется напополам, вваривается средняя низкопольная часть, и на ней надстраивается новая кабина. «То есть фактически, за исключением каких-то ходовых элементов, муниципалитет получает назад новый трамвай. Внутри может оставаться прежний вид. Иногда нас просят сделать другие цвета корпуса. У любого свои предпочтения. Казань, например, берет только рубинового цвета машины», — говорит он.

Отправка трамвая в Казань

Развернуть

© Пресс-служба УВЗ

Отправка трамвая в Казань
© Пресс-служба УВЗ

С учетом того, что УВЗ как-то показал концепт R1, хотелось, чтобы наши новые трамваи выглядели так же интересно. Хотя экстерьер и интерьер у них отвечает современным тенденциям дизайна в этой сфере. Многие элементы конструкции сделаны из композитных материалов. Уверен, эти машины придутся по душе как эксплуатантам, так и пассажирам. Еще одно немаловажное преимущество — они образцово на треть дешевле зарубежных аналогов

Борис Мягковзаместитель гендиректора УВЗ по штатской продукции

«Для чего применяются композиты? — поясняет он. — Трамвай — очень аварийный вид транспорта, их весьма часто цепляют, бьют и царапают. Например, на трамвае модели 71-415 стоят быстросъемные панели кузова, какие в местных условиях можно быстро заменить и подкрасить», — отмечает эксперт.

Интервью

 Александр Потапов

Глава УВЗ: мы создаем проекты, а не потемкинские деревни

Перебежать в раздел Интервью

Проект 71-415 очень инновационный. Например, тяговая тележка транспортного средства имеет двойное рессорное подвешивание. Н "Иннопроме" ее тщательно маскировали. Как ратифицировали представители корпорации — для профилактики интеллектуального рейдерства. На данный момент у этого изделия нет аналогов в России.

В остальном технические характеристики новоиспеченного трамвая такие: это полностью низкопольный четырехосный вагон, изготовленный из отечественных материалов, предназначен для перевозки пассажиров с узкими возможностями и пассажиров с детьми. Число сидячих мест — 32, максимальная вместимость — 190 человек. При этом для этой модели, подчеркивают разработчики, не необходимо реконструировать остановочные комплексы, трамвайные линии и трамвайные депо. Вагон полностью вписывается в существующую трамвайную инфраструктуру российских городов.

Раскатать

© Пресс-служба УВЗ

Сборка трамвая на предприяти "Уралтрансмаш"
© Пресс-служба УВЗ

У нас в России три города: Пятигорск, Евпатория и Калининград — там метровая колея. Для них мы предложим подобный же трамвай модели 71-415, но более узкий. Для каждого потребителя под его конкретные потребности у нас есть свой проект замены социального транспорта

Борис Мягковзаместитель гендиректора УВЗ по штатской продукции

Трамвайная Россия

Идея производства на Урале трамваев принадлежит бывшему губернатору Свердловской районы Эдуарду Росселю. В 2006 году было начато производство н "Уралтрансмаше" , потом бывальщины совместные разработки и поставки в Москву, а затем, в 2014 году, был презентован известный проект R1. Продукт вызвал невиданный ажиотаж и симпатии, но так и не нашел своего покупателя.

Мягков признается, что у УВЗ есть идея по проекту R1. «Мы его поставим на тележку, он, разумеется, будет отличаться по дизайну, но по общему облику будет узнаваем», — говорит он. Вместо R1 на дорогах будет ездить немало оптимизированный вариант. «Потому что тот концепт, который получился у завода, слишком инновационный для сегодняшнего дня и поэтому дорогостоящий для потребителя. Потому все прекрасно понимают, что в больших объемах его покупать не будут. А штучное производство — это нерентабельно для завода».

R1 — это был концепт, как новоиспеченный BMW. Но все-таки для того, чтобы возить пассажиров, цена должна быть соотнесена с практичностью

Борис Мягковзаместитель гендиректора УВЗ по штатской продукции

В настоящее время машины уральского предприятия (в основном модели 71-405 и 71-407) колесят по улицам Екатеринбурга, Самары, Ташкента, Казани, Уфы, Нательного Тагила, Ижевска, Курска, Орла, Краснотурьинска и Санкт-Петербурга. Трехсекционные модели трамваев можно встретить в Москве и Нательном Новгороде.

Трамвай 71-405 в Екатеринбурге

Развернуть

© Пресс-служба УВЗ

Трамвай модели 71-405 в Екатеринбурге
© Пресс-служба УВЗ

«Итого с 2010 года УВЗ выпущено порядка 350 трамваев — это хороший показатель. В общей массе это, конечно, не так много, но с учетом того, что обновление было не довольно большое», — считает Мягков.

Новые трамваи ходят сейчас в городах, в каких проходил ЧМ-2018. Последние поставки у нас были в Казань. Ведутся разговоры с Екатеринбургом, там хотят модернизировать парк своих трамваев. Сейчас ведем переговоры по внешнему облику машин. Большое количество наших трамваев в Коломне, Нижнем Тагиле и Нижнем Новгороде. В основном это модели 71-405 и 71-407 — самые ходовые из серийно изготавливаемых

Борис Мягковзаместитель гендиректора УВЗ по штатской продукции

Уже несколько лет Минпромторг субсидирует производство электротранспорта. На покупку трамвая выделяется около 8 млн рублей субсидии из федерального бюджета. Однако модернизация стоит образцово порядка 50–66% от цены нового трамвая. «И соответственно, при цене трамвая в 23–25 млн рублей, скажем так, разница между модернизированным и новоиспеченным изделием не так значительна. И конечно, муниципалитеты нам говорят: зачем нам старый трамвай, новый давайте», — говорит Мягков.

Трамвай модель 71-407

Раскатать

© Пресс-служба УВЗ

Трамвайный вагон модели 71-407
© Пресс-служба УВЗ

Сейчас УВЗ адресовался в Минпромторг с тем, чтобы на модернизированные трамваи тоже распространялось действие субсидии, хотя бы не в полном объеме, как на новый. «А то тогда модернизация совершенно не будет востребована.  Полностью обновить трамвайный парк в стране при условии, что в год производится порядка 500 трамваев тремя производителями (УВЗ спускает 150 штук), быстро не получится», — поясняет Мягков.

С учетом того, что нам необходимо поменять больше 5000 трамвайных вагонов, потребуется как минимум 15 лет работы. Люди просто не смогут столько ожидать…

А все-таки трамвай перспективен тем, что для него нет пробок и загрязнений, у него хорошая вместимость, и плюс он способен соединить отдаленные зоны с центром города. У нас есть модели, которые в состоянии проехать до 120 км без контактной сети

Борис Мягковзаместитель гендиректора УВЗ по штатской продукции

Предприяти "Уралтрансмаш" , которое занимается разработкой трамваев в корпорации УВЗ, уже в этом году планирует выйти на 80–100-процентную загрузку производственных площадей. Несколько лет трамваи не выпускались, лишь в 2017 году удалось восстановить деятельность и выпустить небольшую партию.

Мягков повествует, что УВЗ пытается формализовать работу в части создания единой государственной программы обновления трамвайного парка: «Все-таки трамвай — это лик города».

Хотелось бы сделать это на уровне государства, чтоб оно помогло муниципалитетам какими-то механизмами. Так, недорогими кредитами, льготной системой лизинга и тому подобным. Создало такую же систему, как, например, в Белоруссии, где муниципальные воли более свободны в выборе вариантов обновления трамвайного парка. И если государство сделает это, то мы бы создали график производства на 10 лет с удобопонятным объемом и обновили бы целиком трамвайный парк России. Но все это пока в стадии обсуждения

Борис Мягковзаместитель гендиректора УВЗ по штатской продукции

По подсчетам специалистов УВЗ, примерно за десять лет страну можно полностью обеспечить трамваями. При этом, как находит Мягков, производители спокойно смогут работать без жесткой конкуренции, так как потребность страны в новых трамваях поистине велика.

Роман Азанов

Ключ: tass.ru