Для тех, кто хочет знать все о мировом финансовом рынке, рынке ценных бумаг, криптовалютах, участниках финансового рынка и его структуре.

Как блокчейн может ослабить роль центральных органов власти

342

Сообразно рабочему докладу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), современный чиновник должен четко понимать, что такое технология блокчейна и чем она не является. 

Ввиду отсутствия такого понимания, потенциал технологии в сфере госуправления неверно интерпретируется, либо вовсе игнорируется, желая технология способна существенно снизить издержки, обеспечить прозрачность, облегчить борьбу с мошенничеством и ошибками, а в будущем обратить органы власти из центрального звена транзакций в поставщиков платформ децентрализованных сервисов. Согласно докладу ОЭСР, принципиального отставания у России в этом курсе нет.

Сегодня в качестве гарантирующей третьей стороны при проведении различных транзакций выступают банки и госорганы, что делает их основной уязвимой точкой в случае чрезвычайных ситуаций. В ОЭСР полагают, что использование децентрализованных моделей может решить эту проблему. Технология блокчейна способна в первую очередность существенно снизить расходы, связанные с бумажным документооборотом, а также повысить уровень прозрачности, что в свою очередь поможет биться с мошенничеством. Однако основным препятствием, мешающим чиновникам активно осваивать эту технологию, продолжают оставаться вопросы, связанные с технической сложностью, рисками, безопасностью и уместностью использования технологии. Совместно с этим, созданный хайп вокруг этой технологии может сильно преувеличивать возможности ее реального и прагматичного использования.

В докладе также описываются детали цельного ряда блокчейн-экспериментов, осуществляемых властями разных стран: Ганы, США, Швеции, Дании, Мексики и Сингапура. Однако в этот список не угодил ни один из российских проектов, хотя федеральные и региональные власти уже запустили целый ряд пилотов. Так, в 2017 году группа российских банков под эгидой ЦБ приступила к тестированию финансовой перроны «Мастерчейн», Росреестр экспериментирует с созданием блокчейн-реестров недвижимости, Роспатент планирует использовать технологию для защиты интеллектуальных прав. Помимо этого, в правительстве прорабатывают проблемы использования технологии для учета пенсионного капитала, лекарственного обеспечения льготников и ипотеки.

В ОЭСР считают, что сферу применения технологии блокчейна ограничивают вытекающие моменты: вопросы, связанные с защитой данных и конфиденциальностью информации, неизменность (не позволяющая корректировать информацию в базах этих), высокий уровень энергопотребления и низкая скорость трансакций в отдельных блокчейн-системах.

По данным ОЭСР, на сегодняшний день правительствами по меньшей мере 46 краёв запущено или готовится к запуску свыше 200 различных блокчейн-проектов. В топ-10 по популярности входят различные исследовательские проекты (итого 42), проекты в области идентификации личности (удостоверения, лицензии, 25), персональных данных (медицинских, финансовых, 25), экономического развития (24), финансовых услуг и базарной инфраструктуры (20), реестры недвижимости (19), цифровые валюты, эмитируемые центральными банками (18); проекты по учету пособий и компенсаций (13), соблюдению заявок законодательства и отчетности (12), а также стандартизации (12). Ключевыми отраслями применения технологии являются госуслуги (173), финансовые сервисы (73), интернет предметов (26), здравоохранение (23), недвижимость (22), цепочки поставок (19), энергетика (13), транспорт (13), образование (8) и телеком (4). При этом если комбинировать проекты из различных сфер, то это может повысить общую эффективность таких инициатив и упростить взаимодействие между ведомствами: например, блокчейн-реестр, назначенный для распределения социальных пособий, может быть автоматически связан с реестром идентификации граждан и иными реестрами, подтверждающими их право на выплаты.

Кроме того, правительства различных стран стремятся привлечь к участию в проектах общество и бизнес и формировать государственно-частные проекты. Одной из причин этого является недостача квалифицированных знаний у органов власти. По словам бывшего министра цифровизации Франции Аксель Лемера, чтобы основывать собственные проекты правительству пришлось бы нанимать специалистов за те же деньги, что и частные компании, что «не представляется возможным». 

Кроме того, как подчеркивают в ОЭСР, для обеспечения эффективности и безопасности блокчейн-инициатив представителям органов воли критически важно поддерживать хотя бы базовый уровень знаний в этой области. К примеру, власти Дубая организовали курсы по управлению этими для 14 тысяч чиновников. Облегчить кооперацию должны также запущенные рядом корпораций платформы «блокчейн как услуга». Также в качестве ключа квалифицированных кадров необходимо привлекать различные университеты и научные центры для оценки потенциала новых технологий, основывать экспериментальные центры и центры обмена знаниями. Со временем же технология блокчейна способна ослабить роль центральных органов воли, превратив их в поставщиков платформ децентрализованных сервисов.

Источник: bits.media