Для тех, кто хочет знать все о мировом финансовом рынке, рынке ценных бумаг, криптовалютах, участниках финансового рынка и его структуре.

Изменения ОСАГО: что ждет автовладельцев

687

Водителей поделят на категории по стажу, возрасту, страховой истории и разрешат покупать полис на три года. Об изменениях — в материале ТАСС

Российских автомобилистов ждет масштабная реформа ОСАГО. Ранее ЦБ опубликовал проект изменений тарифов. А недавно Минфин доработал законопроект и разослал его в заинтересованные ведомства.

?
Как определяется стоимость ОСАГО?

Сейчас стоимость ОСАГО рассчитывается исходя из базового тарифа в вилке 3432–4118 рублей с учетом: 

  • стажа и года водителя;
  • коэффициента бонус-малус (КБМ), который определяет скидки за безаварийное вождение и надбавки за страховые случаи;
  • региона регистрации;
  • мощности двигателя.

?
Что предлагает изменить ЦБ?

Центробанк планирует расширить базовый тариф на 20% книзу и вверх. Тогда для легковых автомобилей физических лиц тарифная вилка составит от 2746 до 4942 рублей. Для мотоциклистов показатель снизится на 10,9% и составит от 649 до 1407 рублей. А базовые тарифы для машин юридических лиц убавятся на 5,7% — до ставки 2058–2911 рублей.

Также регулятор предлагает изменить КБМ и перебежать на годовой порядок расчета. Сейчас коэффициент рассчитывается на дату окончания последнего договора ОСАГО. Одновременно за любым водителем закрепят страховую историю. Сейчас один человек может иметь несколько КБМ — так, и как водитель, и как владелец транспортного средства. Если у автомобилиста в базе данных Российского союза страховщиков указано несколько смыслов КБМ, то ему присвоят наименьшее из них.

Еще одним нововведением станет увеличение числа коэффициентов, учитывающих возраст и стаж автомобилистов. Водителей поделят на 50 категорий, при этом опытным автовладельцам среднего и старшего возраста коэффициент снизят, а молодым и неопытным — повысят. 

?
Какие исправления разработал Минфин?

Основной концепцией поправок Минфина остается введение трех вариантов страховой суммы и новоиспеченных сроков страхования — на три года вместо одного сейчас.

Также ведомство предложило отменить коэффициент по мощности автомашины и региональный и создать новые. Поправки дают возможность страховщикам самостоятельно применять дополнительные коэффициенты с учетом поведения водителя на пути — нарушает ли правила, какой скорости придерживается и других факторов. Фиксировать данные планируется как на камеры путевого движения, так и с помощью установленной в машинах техники. 

Кроме того, власти уточняют, что цена полиса не должна будет превышать введённый ЦБ тарифный максимум больше чем в три раза.

?
Когда введут изменения?

Изменения, касающиеся тарифообразования и классификации водителей по году и стажу, планируется ввести указанием ЦБ уже летом 2018 года. 

А вот второй этап реформы, требующий законодательных изменений, анонсирован на лето 2019 года. Минфин рассчитывает привнести законопроект в Госдуму уже осенью, сообщил ТАСС источник на страховом рынке. В самом ведомстве сроки не уточняли.

?
Мишень реформы?

ОСАГО остается одним из самых распространенных страховых продуктов в России. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в 2017 году число узников договоров достигло 39,2 млн. При этом система подвергается широкой критике со стороны всех участников рынка.

Страховщики плачутся на большие убытки. По данным Всероссийского союза страховщиков, в 2017 году потери компаний по ОСАГО составили возле 15 млрд рублей. А ЦБ с чиновниками в свою очередь неоднократно поднимали вопрос качества услуг и опасности мошенства в сфере автострахования, на которые жалуются водители. 

За год власти планируют обсудить с экспертами возможность введения новоиспеченных параметров ОСАГО — возраст автомобиля, его экологические характеристики, марку и другие. 

Целью реформы остается расчет индивидуальной стоимости ОСАГО для каждого водителя. В перспективе 2023–2025 годов возможно полное освобождение тарифа ОСАГО от госрегулирования, сообщали ранее в Минфине.

?
Что ожидать водителям?

Полная либерализация рынка ОСАГО, по мнению ЦБ, возможна не раньше 2020 года. Тогда компаниям придется конкурировать между собой, предлагая водителям доступные и выгодные тарифы. 

Но в краткосрочном этапе после введения новых тарифов можно ожидать повышения цен на ОСАГО в пределах установленной вилки. Это поможет компенсировать страховщикам уроны, что позволяет в будущем ожидать снижения цен, увеличения премий и улучшения качества услуг. 

Кроме того, нововведения помогут "очистить" базар от компаний, которые предлагают низкие цены, но не рассчитывают свои возможности. Это тоже должно благоприятно повлиять на качество услуг. 

А если в грядущем при расчете индивидуального тарифа компании будут учитывать данные систем видеоконтроля ПДД, то смогут предлагать систематическим нарушителям повышенные тарифы. Что поможет решению проблемы нарушений на путях. 

Арина Раксина

Источник: tass.ru