Для тех, кто хочет знать все о мировом финансовом рынке, рынке ценных бумаг, криптовалютах, участниках финансового рынка и его структуре.

Долги управляющих компаний в сфере ЖКХ превысили 1 трлн рублей

479

Нескончаемые реформы в сфере ЖКХ не смогли решить главную задачу — ликвидировать долги. Более того, они растут как снежный ком. При этом народонаселение исправно платит по счетам. По мнению экспертов, если не удастся навести порядок, в деятельности управляющих компаний в коммунальном хозяйстве грянет финансовая катастрофа.

Бес попутал

Правительство РФ, похоже, осознало масштаб бедствия и намерено предпринять ряд решительных мер. По оценке вице-премьера Дмитрия Козака, в этом году по сравнению с 2016-м хвост УК ресурсопоставляющим организациям выросла на 10% и достигла 250 млрд рублей. Интересно, что подавляющее большинство граждан (возле 95%) исправно платит за коммунальные услуги. «Так где же деньги, Зин?» — пел Владимир Высоцкий.

Как сообщил вице-премьер, к решению проблемы уже подключились правоохранительные органы, но пока перелома не случилось. Дело в том, что при огромных долгах УК расходуют немалые средства нецелевым образом. Например, одна такая организация, не уплатив за поставленные ресурсы, оказала кому-то благотворительную помощь на 30 млн руб. Другая УК опять же при наличии неоплаченных счетов вывела миллионы за рубеж.

Однако длинны управляющих компаний — это лишь часть общей задолженности. Общая же ее сумма перевалила за 1 трлн рублей. Бюджетные организации, особенно компании, связанные с Минобороны, зачастую оплачивают свои коммунальные счета с большенный задержкой либо вообще не платят. При этом органы власти нередко не поддерживают истцов-поставщиков коммунальных услуг.

Шальные тарифы

Напомним, в свое пора власть сама запустила в действие механизм накопления долгов, который, как швейцарские часы, с тех пор тикает безостановочно. Хвост уже копится 16 лет — начиная с 2001 года, когда было решено, что плата за коммунальные услуги не должна отставать от инфляции. И понеслось. С 2001 по 2014 годы рост цен в цельном составил 245%, а горячее водоснабжение выросло на 942%, газ — на 730%, электроэнергия — «всего» на 638%. Как видно, рост тарифов намного пережал всеобщие инфляционные показатели.

Попытка как-то лимитировать рост цен в ЖКХ больших успехов не имела. Так, в Москве тарифы на тепловую энергию с 2011 по 2017 год вытянулись более чем в два раза, к этому добавились дополнительные сборы — на капремонт, налог на имущество.

По оценке экспертов, 27% обитателей уже не в состоянии справляться с коммунальными платежами. Надежды же на то, что благодаря принимаемым мерам они будут снижаться, не оправдываются. Так, лицензирование УК в цельном не привело к повышению качества предоставляемых ими услуг, снижению их себестоимости. Зато управляющие компании оказались в зоне непрерывной административной турбулентности. Так и остался до крышки не урегулированным вопрос: кого же УК должны обслуживать? Ведь многоквартирный дом не обрел юридического статуса. Правовые пробелы позволяют нерадивым коммунальщикам ловить рыбу в мутной воде. Вот задолженность и продолжает свое победное шествие по стране.

Обычно в дискусионных, сомнительных ситуациях в качестве арбитров выступает суд. Но у нас суды по сходным делам подчас принимают диаметрально разные решения.

Поле для махинаций

По суждению Александра Мачулина из Комитета ТППП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ, в основе всех отношений между контрагентами должны возлежать договоры. Как их пропишут, так они и будут исполняться. У нас же не хватает многих важных документов и регламентов — вот и получаются договоры либо неотчетливыми, либо необязательными к исполнению. К тому же плохо прочерчены денежные потоки, не всегда понятны их маршруты, где они должны заканчиваться.

Как находит руководитель направления по претензионно-исковой работе дирекции по правовым вопросам «Росводоканала» Юрий Казачков, система агентских соглашений по сбору денежек предоставляет широкое поле УК для махинаций. По его данным, каждая пятая УК, с которыми организация имеет дело, является нерадивой. Собирают деньги у населения, а ресурсоснабжающим организациям их не перечисляют. Вместо этого создают новые УК, куда перекачивают эти оружия, а сами демонстрируют нулевой баланс.

«Если не привлекать подобные конторы к субсидиарной ответственности, положение будет сложно изменить», — находит Казачков. По его мнению, сейчас ресурсоснабжающие организации поставлены в сложное положение: они могут отказаться от сотрудничества с такими УК, вот лишь в этом случае непонятно, кто им вернет долги? Многие такие УК накопили их в больших объемах, и они только рады пропасть с рынка.

Недобросовестные УК пользуются еще и тем, что не до конца определены зоны ответственности за сети. У водоканалов часть труб проложена в аграрных участках, которые принадлежат домам. «Водоканалу» эта часть водопровода не принадлежит, и сегодня практически ее никто не обслуживает.

Ролевые игры

Длинны будут расти до тех пор, пока мы не построим реальную экономику ЖКХ, уверен заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в ЖКХ Александр Вербицкий. А в ее основе должен быть многоквартирный дом со своим юридическим статусом, являющийся объектом управления. Тогда система начинает работать по-иному: все усердствуют четко определять, на что расходуются деньги, куда, кому и за какие услуги они поступают. Сегодня же жильцы об этом имеют крайне неясное представление. Вот и гуляют деньги, как кошки, сами по себе.

Так, некоторые ТСЖ оплачивают общий единый счет за поставленную услугу, затем любой его член погашает свою долю. И никаких долгов не возникает. Поэтому так важно объединяться собственникам в кондоминиумы.

Ныне каждый играет в свою игру. Помимо УК, у которых свой понятный интерес, ресурсоснабжающие организации также пытаются выкачать из этой сферы по максимуму денежек. Причем зачастую они действуют в тесной увязке с местными муниципалитетами, стараются сесть на финансовый поток и качать его по максимуму. Отсюда и проистекают многие злоупотребления.

О том, как это выглядит на практике, указывает любопытный пример. В одном большом российском городе был назначен новый мэр. Что же он сделал своим первым указом? Никогда не догадаетесь: сократил прежнего руководителя ЕРЦ и назначил нового — разумеется, из своей команды.

В правительстве, как обычно, надеются решить вопрос улучшением законодательства. Как заявил Дмитрий Козак, подготовлен законопроект, какой перекроет возможности УК бесконтрольно распоряжаться деньгами, заплаченными потребителями за коммунальные ресурсы. Есть надежда, что документ может быть зачислен уже в весеннюю сессию Госдумы.

Впрочем, депутаты приняли столько много всяких законов, что уже мало кто способен разобраться в правовых джунглях. Вот лишь никак они не складываются в стройную и прозрачную систему. А без нее решить вопрос с долгами ЖКХ невозможно.

Источник: www.mk.ru