Для тех, кто хочет знать все о мировом финансовом рынке, рынке ценных бумаг, криптовалютах, участниках финансового рынка и его структуре.

Дефицит денег наблюдается у трети бизнеса в России

307

Недостача денежных средств, необходимых для финансирования наступивших очередных расходов, выявился более чем у трети малых и средних компаний в прошедшем году. Каждое четвертое предприятие не ведет электронный учет своих доходов и расходов, большинство компаний не используют особых финансовых продуктов для преодоления кассового разрыва по причине их сложности. Такие выводы содержатся в опросе российских бизнесменов на тему финансовой грамотности, проведенном аналитическим серединой НАФИ совместно с Торгово-промышленной палатой РФ и общественной организацией по поддержке малого и среднего предпринимательства "Опора России».

По этим НАФИ, более 37% опрошенных предпринимателей отметили, что за последний год сталкивались с кассовыми разрывами: 8% — чаще пяти раз, 10% — распорядка 3-5 раз и 19% — 1-2 раза. Для преодоления кассового разрыва малый бизнес чаще всего прибегает к сокращению издержек на предприятии — 41%, использованию банковских кредитов — 26%, займам у родственников — 24% и лишь 9% торгуют свои активы, решая проблему кардинальным образом. При этом, 45% респондентов не столкнулись с финансовыми затруднениями.

Сложный финансовый проблема

Четверть опрошенных собственников малых и средних предприятий признались в отсутствии электронного документооборота, связанного с расчетом доходов и расходов компании: 18% строчат «от руки" и 6% считают "в уме». Свои финансовые потоки с помощью специализированных программ отслеживают 67% респондентов. Кроме того, программами немало широкого профиля, к примеру, MS Excel пользуются 39% опрошенных.

Предприниматели редко используют такие финансовые продовольствие для преодоления кассового разрыва, как факторинг. По мнению 71% респондентов, данные продукты достаточно сложно оформить, на втором пункте по уровню сложности — кредиты, банковские гарантии, микрозаймы и лизинг (61%, 59%, 57% и 48% соответственно).

Наиболее востребованные финансовые продовольствие в секторе малого и среднего бизнеса — это дистанционный банкинг — 74% и рассчетно-кассовое обслуживание — 61%. Реже всего используются депозиты и лизинг — не немало 11-12% малых и средних компаний.
Большинство представителей малого и среднего бизнеса по- прежнему в качестве основного ключа финансирования прибегают к кредитам: 31% — банковским займам, 22% — партнерским займам и 13% — открытым кредитным чертам в банках. Реже всего используются овердрафтные продукты и краудфандинг — 8% и 6% компаний соответственно, а всего 4% предпринимателей прибегают к ровным или венчурным инвестициям и 3% — к размещению акций. При этом каждая пятая компания из сектора МСБ не прибегает ни к каким финансовым ключам для развития бизнеса — таких 22%.

Недоверие

По мнению руководителя Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опоры России" Олеси Сапы, основная проблема неиспользования специализированных кредитных продуктов для покрытия кассового разрыва кроется в недоверии предпринимателей к банкам.
«У нас большинство представителей небольшого и среднего бизнеса — это индивидуальные предприниматели, а они физические лица. А наше население все еще не очень доверяет банкам, а уж новым специализированным финансовым продуктам и подавно», — уточняет Сапа.
По ее словам, что прикасается юридических лиц, то здесь играет роль недоверие к банковской системе в целом и отсутствие понимания, как работают финансовые инструменты.

«В первую очередность, необходимо комплексно решить вопрос с финансовой грамотностью предпринимателей. Очевидно, что необходимо вводить образовательные курсы по навыкам предпринимательства», — добавляет она.

Ключ: Рамблер/финансы…